Вторник, 01 Ноября 2016

Александр Козлов: «75 процентов всех расходов областного бюджета пойдут на социальные нужды»

Накануне прошло расширенное заседание Правительства Амурской области по рассмотрения проекта закона о региональном бюджете на 2017-2019 годы для дальнейшего его внесения в Заксобрание области. При рассмотрении главного финансового документа присутствовали все члены Правительства области, амурские депутаты и главы муниципалитетов, руководители федеральных органов власти в Амурской области.

Область вернулась к трёхлетнему «скользящему» периоду планирования. Кроме того, впервые за всю историю области подготовлен долгосрочный бюджетный прогноз.

«В этом году исполнительная власть впервые разработала проект бюджетного прогноза Амурской области на долгосрочный период до 2028 года. Это позволяет видеть перспективы социально-экономического развития региона во взаимосвязи с бюджетным финансированием, - отметил губернатор Александр Козлов. - Хочу обратить внимание, что проект закона к 1-му чтению мы вынужденно сформировали только на основе поступления собственных налоговых и неналоговых доходов, так как объём финансовой помощи из федерального бюджета нам пока не доведен. Однако, по итогам моей работы в Министерстве финансов Российской Федерации, которая состоялась на прошлой неделе, хочу вас заверить, что принято решение не снижать объём дотации, выделяемой из федерального бюджета в 2017 году. Кроме того, Минфин России до конца текущего года выделяет области бюджетный кредит в сумме 1 млрд. рублей на замещение коммерческого долга, предстоящего к возврату в следующем году».

Перед регионом поставлена задача по снижению уровня государственного долга, поэтому самым актуальным стал вопрос обеспечения сбалансированности бюджета.

При этом губернатор заявил, что нельзя забывать, что бюджет является главным инструментом социальной политики, от него зависит уровень жизни людей, их зарплаты, а также работа школ, больниц.

«В подготовленном Правительством области проекте закона мы сохранили социальные обязательства перед людьми и наиболее значимые направления государственного сектора экономики - расходы на дороги, сельское хозяйство, поддержку ЖКХ. Хочу сразу уточнить: все социальные обязательства, которые на себя принял регион, будут исполняться, и те, кто рассчитывал на поддержку, получит её вне зависимости от состояния экономики. 75 % областного бюджета – это социальный блок, - подчеркнул Александр Козлов. – Два дня я работал в Минфине РФ. Нам выделят порядка 3 млрд. рублей дотаций плюс 1 млрд. рублей бюджетного кредита. Поэтому, неделю назад перед нами стояла задача – резать бюджет на 38 %. Мы убедили Минфин России, нас услышали, объём оказываемой финансовой помощи поможет нам сбалансировать бюджет. Но этого недостаточно. Работу в этом направлении надо продолжать».

В проекте закона об областном бюджете на 2017 год и плановом периоде 2018 и 2019 гг., представленном министром финансов области Татьяной Половайкиной, согласно долгосрочному прогнозу, рост доходов будет обеспечен за счет улучшения делового климата и налоговой отдачи от реализации крупных инвестиционных проектов. В результате к 2028 году налоговая база возрастёт в 2,4 раза и достигнет 84,9 млрд. рублей. Для сравнения в 2017 году собственные налоговые поступления оцениваются в 35,6 млрд. рублей, в 2022 прогнозируется в 48 млрд. рублей. Радикально ситуация начнёт меняться с 2025 года, тогда ожидается поступление почти в 70 млрд. рублей.

С 2020 года прогнозируется прирост налоговых поступлений более 5 млрд. рублей в год. В долгосрочной перспективе это позволит снизить потребность в заемных средствах.

С учётом базового сценария развития экономики, налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2017 году прогнозируются в объеме 35,6 млрд. рублей. Ожидается прирост налога – почти на 2 млрд. рублей - за счёт ввода новых мощностей при реализации крупных инвестпроектов.

Налог на доходы физических лиц, планируемый к поступлению в консолидированный бюджет региона в 2017 году оценивается в 15,1 млрд. рублей, из которых 4,5 млрд. рублей поступят в местные бюджеты и 10,6 млрд. рублей - в областной. Темп роста налога на 2017 год составит 103%. В 2018-2019 годах на прирост НДФЛ также оказывает влияние начало реализации крупных инвестиционных проектов на территории области и связанное с этим создание дополнительных рабочих мест и приток дополнительной рабочей силы в регион.

«НДФЛ - тяжелый для администрирования налог. Недоимка по налогу на 1 октября в целом по области составила 213 млн. рублей. Основную сумму задолженности формируют организации строительной отрасли, торговли и организации жилищно-коммунального хозяйства. Отраслевым министерствам, главам совместно с налоговыми органами области необходимо регулярно рассматривать вопросы уплаты налога. Кроме того, у нас с вами есть еще и резервы по мобилизации налога путем проведения мероприятий по легализации теневой занятости. К этой работе я попрошу подключиться и государственную трудовую инспекцию области. Надо проводить совместные рейды. Наказывать работодателей, не уплачивающих государству налоги и сборы за привлеченные трудовые ресурсы, - поручил губернатор. - Я уже взял на личный контроль работу по погашению просроченной задолженности по заработной плате перед работниками организаций области и считаю, что и присутствующие здесь главы муниципалитетов должны возглавить и провести аналогичную работу на соответствующих территориях».

Кроме того, Александр Козлов призвал заняться легализацией неформально занятого населения, и, соответственно, отчисления в фонды. Работодатели, которые применяют такую практику, не платят отчисления ни фонд медицинского страхования, ни в пенсионный, тем самым лишая людей будущего. По оценкам специалистов, в области до 25-30% жителей - в неформальной «теневой» занятости.

«Мы прекрасно понимаем, что региональный бюджет несет на себе нагрузку по оплате отчислений за неработающее население и эта сумма значительна - почти 5 млрд. рублей. А фактически часть населения ведет трудовую деятельность, но уклоняется от исполнения обязательств перед государством по уплате налогов и отчислений перед государственными внебюджетными фондами. Необходимо обеспечить совместно с соответствующими региональными, представителями федеральных органов власти, проведение учёта численности неработающего населения в рамках расходов на обязательное медицинское страхование», - отметил глава Приамурья.

Особое внимание в бюджете уделено обслуживанию госдолга. «По условиям соглашений, заключенных с Минфином России, область, начиная с 1 января 2017 года, должна обеспечивать поэтапное снижение общего объема госдолга с 95 % до 52 % к 2020 году. Это сложная задача, но у нас есть все предпосылки для ее успешного решения. Уже в этом году областной бюджет не финансирует расходы за счет заемных средств. Нам удалось перекредитовать ранее взятые займы под самую низкую среди субъектов ДФО ставку - 10,3 % годовых. Это позволило нам в текущем году перераспределить на другие первоочередные расходы 1,4 млрд. рублей, - рассказала министр финансов. - Губернатором уже озвучено, что в ноябре этого года области выделен бюджетный кредит в сумме 1 млрд. рублей под 0,1 % годовых. Это дополнительная экономия будет направлена на выплату социальной помощи населению».

С Минфином РФ заключено соглашение, по которому регион снижает свой госдолг по специальному графику. В следующем году область должна погасить 4,5 млрд. рублей, в 2018 – 4,1 млрд. рублей, в 2019 – 2,3 млрд. рублей.

Согласно проекта закона, расходы областного бюджета по собственным полномочиям на 2017 год составят 31 млрд. рублей, на 2018 год – 33,2 млрд. рублей, на 2019 год – 36,3 млрд. рублей. Даже в таких условиях до 60 % всех расходов областного бюджета остаются социально направленными.

Губернатор объявил, что ждёт от зампреда Правительства Ольги Лысенко конкретных решений по дополнительному переводу оказания мер социальной поддержки населению по принципу адресности и нуждаемости. Для работы в этом направлении в области создана и функционирует рабочая группа с участием заинтересованных министерств области, а также представителей Законодательного собрания и прокуратуры области.

Расходы на меры социальной поддержки отдельным категориям граждан с учетом проведения индексации с 1 декабря 2017 года социальных выплат и пособий гражданам на 5,5 % в 2017 году составят 3,391 млрд. рублей.

В целях выполнения поручения Президента РФ Владимира Путина, при планировании расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в проект закона об областном бюджете включено отдельное приложение, содержащее информацию об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей. Это госпрограмма «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области на 2014-2020 гг.», «Развитие образования Амурской области на 2014-2020 гг.», «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 гг.». В 2017 году на эти цели запланировано 1,669 млрд. рублей. Предлагаемые с 2017 года изменения позволят консолидировать бюджетные ассигнования, направляемые на государственную поддержку семьи и детей, в едином доступном документе – приложении к закону об областном бюджете. Оно позволит сделать расходы бюджета на поддержку семьи, материнства и детства более прозрачными, упростит процедуру мониторинга.

Проектом закона сохранена и государственная поддержка отраслей экономики, которая направлена на поддержку ведущих отраслей: сельского и жилищно-коммунального хозяйства. В сфере сельского хозяйства основные усилия будут направлены на решения ключевых задач в отраслях растениеводства, животноводства и малых форм хозяйствования. Планируется, что будет оказана господдержка в размере не менее 1,3 млрд. рублей.

Расходы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства направлены на обеспечение устойчивого функционирования коммунальной инфраструктуры. Планируемые расходы бюджета оцениваются в размере 1 292,9 млн. рублей в 2017 году, 1 354,9 млн. рублей в 2018 году и 1 458,9 млн. рублей в 2019 году. В целях предоставления населению коммунальных услуг по льготным тарифам предусмотрена компенсация выпадающих доходов организациям в сумме 841 млн. рублей ежегодно.

«Мы субсидируем разницу тарифов. Есть практики, когда компенсация затрат идёт за счёт федеральных средств. Я попросил бы вас, Татьяна Геннадьевна, вместе с бюджетным комитетом рассмотреть такую возможность. Мы в любом случае будем компенсировать разницу. Но надо решать вопрос с компенсацией «компенсации», - сказал Александр Козлов.

Кроме того, губернатор обратился к руководителям правоохранительных органов обратить внимание на работу с управляющими компаниями. «Необходима декриминализация этой отрасли. Люди платят деньги, но иногда они не доходят по назначению. Считаю, что необходимо принимать меры к таким организациям» , - сказал Александр Козлов.

Ассигнования на дорожный фонд на 2017 год предусмотрены в размере 3 825,4 млн. рублей, на 2018 - 3 869,6 млн. рублей, на 2019 – 3 394,5 млн. рублей.

Как пояснила министр финансов, данный объём средств позволит не только поддерживать в надлежащем состоянии дорожную сеть Амурской области, но и направлять средства на строительство и реконструкцию дорог. С 2017 года за счет средств дорожного фонда планируются расходы на содержание и ремонт специальных технических средств фото видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.

На 2017-2019 годы в доходах дорожного фонда учтены поступления от ООО «Газпром трансгаз Томск» для возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией автомобильных дорог Амурской области по 602 млн. рублей на 2017-2018 годы, на 2019 год – 104,8 млн. рублей. Ранее регион уже получил 412 млн. рублей.

Амурская область впервые в 2017 году примет участие в реализации мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в части строительства автомобильных дорог регионального значения, ведущих к ближайшим общественно значимым объектам на селе. Для этого за счет средств дорожного фонда Амурской области предусмотрено софинансирование указанных расходов в сумме 50,2 млн. рублей.

Губернатор отметил успешность внедрения подхода, когда для выбора участков ремонта дорог организована совместная коллективная работа «Амурупрадора», глав поселений, начальники подразделений ГИБДД, а также представители ОНФ. Она будет продолжена и в следующем году. «До 15 декабря планирование на следующий год должно быть свёрстано на 2017 год. В январе-феврале должны быть объявлены конкурсные процедуры, для того, чтобы уже в мае работы были начаты», - поручил Александр Козлов.

Также губернатор подчеркнул, что в 2017 году необходимо продолжить реконструкцию мостовых переходов в рамках предусмотренных расходов - в 2016 году начали делать 7 мостовых переходов.

Важной задач остается реализация «майских» Указов Президента РФ. В текущем году сохраняется уровень номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы не ниже уровня, достигнутого в 2015 году.

«Прошу обратить внимание руководителей отраслевых министерств, что необходимо обеспечить в текущем году выполнение целевых показателей оплаты труда работников бюджетной сферы, установленных в региональных «дорожных картах».

В целом региону удалось выполнить «майские» Указы. Сложности возникают только со 185 ФЗ по переселению из аварийного жилья. Но здесь есть договорённость Правительства области с Фондом реформирования ЖКХ о дополнительном выделении 2,6 млрд. рублей. До сентября 2017 года всего будет расселено 163 тысяч квадратных метров, это 10 459 жителей.

«Программа очень дорогостоящая. Много уже сделано. За 4 года работы программы мы переселили 96 тыс. кв. м, это 5 562 человека, а меньше чем за год - до сентября 2017 года - нам предстоит переселить из 66 тыс. кв. м ещё 4 897 человек. Но мы 6-е в стране по количеству аварийного жилья – у нас 346 тысяч кв.м. Законодательство позволяет строить и покупать «вторичное» жильё. Там, где жители хотят квартиру, через ипотечное агентство мы её берём. Там, где такой возможности нет, строим. При этом мы строим только кирпичные капитальные дома, я запретил быстровозводимые. Наша задача - предоставить качественное благоустроенное жильё. Мы будем продолжать эту программу, - сказал Александр Козлов. – Мы попросили руководителей правоохранительных органов закрепить ответственных представителей, которые в рамках рабочей группы будут мониторить представление жилья, чтобы не допустить нарушения ещё до совершения сделок. Практика есть – по детям-сиротам».

На следующий финансовый год сохранится помощь бюджетам муниципальных образований. Её размер на 2017 год составит 12,2 млрд. рублей, который в этом объёме сохранится до 2019 года. Нецелевая финансовая помощь запланирована на 2017 год в сумме 3,7 млрд. рублей. Это уровень текущего года. Сумма субвенций с 2017 года увеличилась на 5,8 млрд. рублей за счет перевода в субвенцию иных межбюджетных трансфертов в области образования.

Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 2017 год определен в размере 1,8 млрд. рублей, исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности равного 1,152.

«Два муниципальных образования (г.Благовещенск и г.Тында) в этом году приняли решения об увеличении денежного содержания муниципальных служащих. При этом у нас ограничены ресурсы на исполнение полномочий муниципалитетов. Нет денег на строительство и ремонт школ, детских садов, на безаварийное прохождение отопительного сезона. Считаю, что повышение оплаты труда муниципальным служащим возможно только за счёт проведения работы по оптимизации структуры муниципальных органов власти в пределах фонда оплаты труда, - подчеркнул Александр Козлов. - Правительством Российской Федерации на регионы возложена ответственность и за управление муниципальными финансами, в том числе за оптимизацию сети муниципальных учреждений. Увеличение численности муниципальных служащих и работников бюджетной сферы в этих условиях считаю недопустимым. Вернуться к этой теме мы сможем только тогда, когда мэры разберутся со своими первоочередными задачами ».

В Законодательное Собрание для рассмотрения проект закона должен поступить 1 ноября. Далее ему предстоит пройти публичные слушания. И затем депутаты Заксобрания начнут обсуждение главного финансового документа региона.

«Обращаясь к парламенту области, хочу отметить, что от слаженности нашей совместной работы зависит исполнение обязательств власти перед людьми, сбалансированность социальной политики с программами развития, «самочувствие» наших муниципальных образований. Работу в комитетах Законодательного собрания по обсуждению и принятию главного финансового документа области предлагаю строить не на популистских лозунгах и заявлениях, а на конкретных предложениях и расчетах, в том числе и при помощи бюджетного комитета», - отметил губернатор области Александр Козлов.

Разделы сайта